Подводные лодки проекта 658 (658М) (в классификации НАТО — Hotel class) — советские атомные субмарины с баллистическими ракетами на борту, поступившие на вооружение в 1959 году. Прототипом при разработке этого проекта послужили первые советские атомные подлодки проекта 627.Лодки проекта 658 (658М) сохраняли основные конструктивные особенности проекта 627, в том числе ядерную энергетическую установку. Основные отличия заключались в вооружении — помимо торпед, новые лодки были оснащены ракетными комплексами Д-2 с БРПЛ Р-13 (4К50, западное обозначение SS-N-4 Sark) и Д-4 с БРПЛ Р-21 (4К55, западное обозначение SS-N-5 Serb). Таким образом Советский Союз создал свою первую атомную подводную лодку, оснащённую баллистическими ракетами. Ракетная лодка проекта 658 несла 3 баллистических ракеты Р-13 комплекса Д-2 с надводным стартом. Одноступенчатая жидкостная ракета Р-13 имела массу 13 745 кг, длину 11,8 метра, диаметр корпуса 1,3 метра и размах стабилизаторов 1,9 метра. Она оснащалась ядерной боевой частью мощностью 1Мт и массой 1600 кг и имела дальность стрельбы 600 километров.
Источник
Подробнее - http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nbrs/658/list.htm

 

Подводная лодка проекта 701. К-145 — советская атомная подводная лодка проекта 658, 701, заводской № 906. Носовые ТА: 4 x 533 мм (торпеды СЭТ-65, 53-65К), 2 x 400 мм, 6 противолодочных торпед.Кормовые ТА: 2 x 400 мм, 6 противолодочных торпед.Комплекс Д-9 с шестью БРПЛ Р-29 в ограждении рубки (проект 701). В 1965 году началось переоборудование «К-145» в экспериментальную ПЛАРБ с целью установки на ней 6 баллистических ракет с межконтинентальной дальностью стрельбы комплекса Д-9 с подводным стартом и проведения лётно-конструкторских испытаний этого ракетного комплекса. Из-за большой мощности ракет и размещения их в один ряд ПЛАРБ «К-145» после переоборудования по проекту 701 имела на флоте прозвище «термоядерный забор»
Источник.
Подробнее - http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nbrs/701/list.htm

Проект 701 предусматривал модернизацию лодки пр. 658М для испытаний нового ракетного комплекса Д-9 с шестью ракетами Р-29. По пр. 701 была модернизирована одна лодка (К-145) корпус которой был удлинен до 130 м за счет врезки дополнительной секции ракетного отсека.
Источник - http://knowledgemedia.ru/52c34d76c802ca61.html

 

Подводные лодки проекта 667А «Навага» — серия советских РПКСН — атомных подводных лодок оснащенных комплексом Д-5 с 16 баллистическими ракетами Р-27 на борту. Основным вооружением кораблей проекта 667А является ракетный комплекс Д-5, включающий 16 пусковых установок с баллистическими жидкотопливными ракетами Р-27, имеющими массу по 14.5 тонн и дальность действия 2 400 км.  Торпедное вооружение лодок составляют 6 носовых торпедных аппаратов, в том числе 4 калибра 533 мм для стрельбы противокорабельными торпедами и 2 калибра 450 мм для стрельбы противолодочными торпедами. Общий боекомплект составляет 22 торпеды, в том числе две торпеды с ядерными боевыми частями. В особых случаях дополнительный торпедный боекомплект может быть принят в помещение переоборудованной офицерской кают-компании. 
Источник.
Подробнее - http://bastion-karpenko.narod.ru/667A.html
Подробнее - http://www.navy.su/navysub1945/667a/index.htm
Подробнее

 

Подводные лодки проекта 667АУ «Налим».  10 июня 1971 года вышло постановление правительства предусматривающее разработку модернизированного комплекса Д-5У с ракетами Р-27У, с увеличенной до 3000 км. В декабре 1972 года 19-я дивизия получила первый подводный крейсер проекта 667АУ — К-228, с новым усовершенствованным ракетным комплексом Д-5У. Помимо увеличенной дальности новая ракета Р-27У (SS-N-6 Mod2/3) несла РГЧ «рассеивающего» типа, оснащённую тремя боевыми блоками по 200 кт, без системы индивидуального наведения или обычную моноблочную ГЧ. Кроме ракетного комплекса Д-5У на подводных крейсерах 667АУ проекта был установлен первый инерционный навигационный комплекс «Тобол». В 1972—1983 годах флот получил ещё восемь РПКСН: К-219, К-245, К-241, К-430, К-426, К-444, К-446 и К-451, модернизированных или достроенных по проекту 667АУ.
Источник
Подробнее - http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nbrs/667A/k228/k228.html

 

Подводные лодки проекта 667АМ «Навага-М».  Проект разрабатывался в Ленинградском КБ «Рубин» для проведения испытаний новой твердотопливной ракеты Р-31. Для переоборудования по проекту 667АМ был выделен второй корабль проекта 667А — К-140. Из-за большей массы твердотопливной ракеты число ракетных шахт было сокращено до 12. Увеличилось полное водоизмещение. Внешние отличия заключались в уменьшенной длине и увеличенной высоте кормовой надстройки.Работы по модернизации начались на судоремонтном заводе «Звездочка» в Северодвинске в 1973 году.Первый пуск Р-31 с борта К-140 состоялся 26 декабря 1976 года из акватории Белого моря.В середине 1990 года вышел приказ Минобороны об утилизации всех ракет Р-31 методом отстрела. Для пусков было отобрано 10 ракет, ещё 6 были утилизированы на берегу. Пуски продолжались с 17 сентября по 1 декабря 1990 года, все они прошли успешно. 17 декабря 1990 года К-140 была отправлена в Северодвинск для утилизации.
Источник 
Подробнее - http://oosif.ru/pr.667am-navaga-m

 

Подводные лодки проекта 667М «Андромеда». В соответствии с постановлением правительства от 9 декабря 1976 года началась разработка нового класса морских стратегических вооружений — сверхзвуковых (М=2,5-3,0) КР «Метеорит-М» с КР ЗМ25 с дальностью более 5 000 км. Дальность КР выбиралась с учетом глубины активной противолодочной обороны США и расположения возможных целей. Параллельно в СССР велась разработка дозвуковых стратегических крылатых ракет C-10 «Гранат», предназначенных для запуска из торпедных аппаратов.Для испытания нового ракетного комплекса в Северодвинске в 1980—1985 годах была переоборудована К-420. В ходе модернизации вырезался четвертый и пятый ракетные отсеки, вместо них устанавливалась новая секция из трех отсеков. С каждой стороны ракетных отсеков, между прочным и лёгким корпусом размещалось по 6 контейнеров для сверхзвуковых КР.Первый пуск КР с борта подводной лодки состоялся в Баренцевом море 26 декабря 1983 года. В 1984 году была проведена серия из 21 испытательного пуска. В начале 1990-х годов рабы по проекту были прекращены.
Источник

 

Подводные лодки проекта 09774 667АН «Оренбург». В 1990 году была завершена модернизация РПКСН К-411 «Оренбург» проекта 667А. В ходе модернизации крейсер был пе­реоборудован в носитель сверхмалых подводных лодок. Был вырезан пятый ракетный отсек, вместо него вставлен блок, в котором размещены научно-исследовательская аппаратура и оборудование, каюты и бытовые помещения для экипажа и исследователей. В результате корпус корабля был удлинен до 162,5 м, торпедное воору­жение демонтировано не было. Была существенно увеличена автономность плавания, для этого было предусмотрено размещение большего количества запасов и улучшены условия для жизнедеятельности экипажа и исследователей. В 1991 году была принята в состав ВМФ. Была утилизирована в 2009 году. Часть рубки «Оренбурга» сохранена как мемориал «Защитникам Отечества», установленный в поселке Колтуши Ленинградской области и открытый 21 августа 2010 года.
Источник

 

Подводные лодки проекта 667АК "Аксон-1" и 09780 "Аксон-2". В 1979—1983 годах К-403 была переоборудована в лодку специального назначения по проекту 667АК «Аксон» и использовалась для испытаний гидроакустического комплекса «Скат-3». Для испытания ГАК для подводных лодок 4-го поколения в 1985 году разработан технический проект переоборудования проекта 667А в 09780 «Аксон-2». 6 августа 1987 года на модернизацию по этому проекту была поставлена К-415. В 1988 году для уменьшения финансовых затрат был подготовлен скорректированный проект по переоборудованию 667АК после завершения испытаний по программе «Аксон-1» и работы на К-415 были прекращены. В 1991—1995 годах К-403 «Казань» прошла модернизацию по усовершенствованному проекту «Аксон-2». В 1996—2000 годах подводная лодка служила базой для испытаний гидроакустического комплекса для АПЛ 4 поколения. 9 декабря 2005 года спущен Андреевский флаг, передана гражданскому экипажу в ожидании утилизации.
Источник

 

Подводные лодки проекта 667Б «Мурена». В 1970-x годах лодки проекта 667А «Навага», патрулирующие берега США, столкнулись с созданной мощной системой гидроакустической локации субмарин SOSUS. Во избежания обнаружения лодок было предпринято решение изменить районы боевого дежурства, что представлялось возможным только при увеличении дальности действия стратегического вооружения. Для решения этой задачи была разработана новая баллистическая ракета — Р-29. Новая ракета была на 40 % длиннее предшественницы Р-27, имела на 20 % больший диаметр и вдвое большую стартовую массу. Таким ракетам были нужны новые ракетоносцы. Ими и стали лодки проекта «Мурена». Из-за увеличения габаритов ракеты количество ракетных шахт сократилось с 16 до 12, кроме этого несколько увеличилась длина лодки, обтекатель ракетных шахт стал более высоким, поэтому силуэт лодки приобрёл характерный «горб».
Источник

 

Подводные лодки проекта 667БД «Мурена-М» — серия советских РПКСН — атомных подводных лодок, оснащенных комплексом Д-9Д с 16 баллистическими ракетами Р-29Д на борту. Проект 667БД является дальнейшим развитием проекта 667Б. Основное отличие — на новой подводной лодке размещено 16 ракет вместо 12 на проекте 667Б. Для размещения дополнительных ракет в корпус была добавлена дополнительная секция длиной 16м, при этом, остальные элементы конструкции корабля остались неизменными. Помимо этого, были усовершенствованы некоторые системы подводной лодки: паротурбинная установка помещена на вибропоглощающий фундамент для снижения шумности, изменена конструкция носовых рулей для улучшения условий плавания во льдах, применена новая боевая информационно-управляющая система «Алмаз», повышена мощность главной энергетической установки с 52 000 до 55 000 л.с.На лодках проекта 667БД была впервые применена система электрохимической регенерации воздуха (ЭРВ-М). Она получала кислород с помощью электролиза воды, а углекислый газ поглощался твердым регенерируемым поглотителем. Усовершенствованные ракеты Р-29Д обладали большей дальностью (9100 км) и точностью (КВО — 900 м) по сравнению с ракетами Р-29 применённых на лодках пр 667Б. Поскольку система управления стрельбой не претерпела серьёзных изменений, запуск ракет производился двумя залпами — 12 ракет и дополнительные 4 ракеты. К 1999 году все корабли проекта 667БД «Мурена-М» покинули строй.
Источник

 

Подводные лодки проекта 667БДР «Кальмар» — серия советских РПКСН — атомных подводных лодок, оснащённых комплексом Д-9Р с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29Р.  Жидкостная двухступенчатая баллистическая ракета морского базирования Р-29Р (РСМ-50, SS-N-18), представляла дальнейшее развитие ракеты Р-29 и отличалась от неё наличием разделяющейся головной части с блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН). Ракеты могли оснащаться различными комплектациями головных частей — одна, три или семь боеголовок. Был реализован принцип полной астрокоррекции.  Система управления нового корабля позволяла выстреливать весь боекомплект в одном залпе. Кроме ракетного оружия, более совершенной системы управления ракетной стрельбой, улучшенной акустической защиты и РЭВ (новые НК, БИУС, ГАК и средства связи), а также улучшенными условиями обитаемости экипажа, в целом, проект 667БДР был улучшенной модификацией проекта 667БД.
Источник

 

Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин» — серия советских атомных подводных лодок, изначально вооружённых баллистическими ракетами Р-29РМ, и впоследствии перевооружённых ракетами Р-29РМУ2 «Синева», «Лайнер». 4 носовых ТА калибра 533 мм Боекомплект (торпед): 12 533-мм торпеды САЭТ-60М[1], 53-65М[2][3], ПЛУР «Водопад» до 24 мин вместо части торпед. 4 … 8 ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла». Проект 667-БДРМ (обозначение NATO — «Delta-IV») является дальнейшим развитием проекта 667БДР «Кальмар» и последней модификацией РПКСН второго поколения, плавно перетёкшего в третье поколение. Широкое применение получили различные демпфирующие, виброизолирующие, звукопоглощающие устройства. Отрабатывались результаты исследований шумоизлучения различных корпусных конструкций. Впоследствии полученные результаты использовались при проектировании ТРПКСН проекта 941 «Акула». Всего в период с 1984 по 1990 год было построено 7 субмарин этого проекта, 5 из них находятся в составе ВМФ России, одна — К-84 «Екатеринбург» — в декабре 2014 года передана флоту после капитального ремонта, и еще одна — на переоборудовании в носитель глубоководных аппаратов.
Источник

Тяжёлые атомные ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по кодификации НАТО) — самые большие в мире атомные подводные лодки (и подводные лодки вообще). Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург). Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. Первая лодка этого типа ТК-208 (что означает «тяжелый крейсер» была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции (см. ниже). Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС, сообщив: «Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент-I». Аналогичная система — «Тайфун» имеется и у нас.» Брежнев специально назвал «Акулу» «Тайфуном», чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение. Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16 000 т, он принимал на борт до 16 БРПЛ. В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей. 27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт. В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39. Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально возведён новый цех № 55 — самый большой крытый эллинг в мире. Корабли обладают большим запасом плавучести — более 40 %. В погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в конкурирующем КБ «Малахит» — «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лёд толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса. Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20-ю трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Легенда - "на ракетной палубе может развернуться грузовик КРАЗ." Правда - "и не один..." (комментарий Дегтярёва А.А.)
Источник
Подробнее - http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nbrs/941/list.htm
Подробнее - http://newsreaders.ru/showthread.php?t=2801

 

 

Вы можете перейти отсюда на любую интересующую вас тему, либо вернуться на главную страницу сайта Дегтярева Андрея:  

Фотографии подводных лодок

Подводные лодки СССР:  
Дизельные торпедные ПЛ  
Дизельные ракетные ПЛ
ПЛ спецназначения     
Атомные многоцелевые ПЛ      
Атомные ПЛ с крылатыми ракетами  
Атомные РПКСН

Подводные лодки России:
Дизельные ПЛ России
ПЛ России спецназначения
Атомные ПЛ России многоцелевые
АПЛ России с крылатыми ракетами
Атомные РПКСН России

Подводные лодки США:
Дизельные ПЛ США
ДПЛ США спецназначения
Торпедные ДПЛ США
ДПЛ США с крылатыми ракетами
Многоцелевые АПЛ США
АПЛ США с крылатыми ракетами
ПЛАРБ США

Подводные лодки Великобритании
ДЭПЛ Великобритании
Многоцелевые АПЛ Великобритании
ПЛАРБ Великобритании

Подводные лодки Франции:
Дизельные ПЛ Франции
Атомные многоцелевые ПЛ Франции
ПЛАРБ Франции

Подводные лодки Китая:
Дизельные ПЛ Китая
Многоцелевые ПЛ Китая
ПЛАРБ Китая

Подводные лодки Германии

Подводные лодки Израиля

Подводные лодки Швеции

Подводные лодки Нидерландов

Миниподлодки и торпеды

Иностранные подводные лодки

 

Заходите в ознакомитель Дегтярева Андрея